Сон младших школьников!
28 октября 2024
Школа - это всегда стресс и нагрузки, которые серьезно выматывают ребенка. Каждому школьнику, не важно, в каком он классе, для полноценного отдыха нужен хороший сон. Сегодня мы поговорим о сне учащихся младших классов.
Младшему школьнику (7-10 лет) желательно спать 10-11 часов в сутки.
Распределять это время можно по-разному: одному ребёнку подойдёт режим с более продолжительным ночным сном, а вот уложить его спать днём будет сложно, да и незачем.
Другой будет чувствовать себя лучше, если ему разрешат вечером лечь спать попозже, одновременно со взрослыми, зато днём, когда он вернётся из школы, ребёнок охотно согласится вздремнуть часок-другой.
В этом возрасте - от 7 до 10 лет - ребёнок ещё не способен самостоятельно обнаруживать связь между недостатком сна и снижением внимания, ухудшением памяти.
Проследить, достаточно ли времени школьник спит, высыпается ли он, не сказывается ли недостаток сна на его самочувствии - забота родителей.
Признаки того, что ребёнок не высыпается:
- не пробуждается сам, может проснуться только по будильнику, и то с трудом;
- капризничает по утрам, маленькое замечание или неудача могут вызвать несоразмерную бурю гнева или слёзы;
- ребёнок вялый, у него нарушена координация, про таких шутят: «Поднять - подняли, а разбудить - забыли»;
- на уроках с трудом воспринимает и запоминает новый материал, постоянно отвлекается.
Если у ребенка проявляются некоторые из этих признаков, значит пора начинать бороться с недосыпом.
В первую очередь нужно наладить режим.
Важно, чтобы ребенок засыпал и просыпался каждый день в одно и то же время.
Незадолго до вечернего сна желательно начинать к нему подготовку: отказаться от шумных игр, пользования гаджетами, всех энергичных, возбуждающих занятий.
В качестве «колыбельной», настраивающей на сон, можно использовать аудиокнигу или спокойную, монотонную игру.
Очень важно выделить время для общения с ребёнком, такое, когда можно будет во всех подробностях обсудить, как прошёл день, расспросить не только мимоходом о делах, но душевно о чувствах и переживаниях.
Тёплая беседа с родителями — очень хороший вариант для того, чтобы закончить дела и готовиться ко сну.
И телесный контакт — что может быть приятнее «обнимашек» на ночь?
Если ребенок все ваши действия по налаживанию режима бойкотирует, можно попробовать дать ему самому расхлебать последствия своих поступков (в конце концов, не будет же мама следить за его режимом всю жизнь). Играл до поздней ночи? Твоё право, но утром придётся вставать и одеваться вне зависимости от того, успел ты за оставшееся время выспаться или нет.
Но все же, с младшим школьником, который, не умеет пока ещё связывать своё вялое состояние сегодня и поздним «отбоем» вчера, такой метод может оказаться слишком жёстким.
Делегировать ребёнку ответственность за свой сон желательно постепенно, опираясь на уже имеющийся у него опыт. «Помнишь, как тяжело тебе было вставать вчера, как трудно было дойти до школы, а уж тем более — выполнять на уроке какие-то задания, читать, писать, слушать? Похоже, это потому, что позавчера ты допоздна играл. Может, сегодня ляжем пораньше?».
В каникулы, особенно летние, режим часто сбивается. Чтобы легко вернуться в прежнее русло, переход к более раннему времени засыпания лучше сделать плавным.
Сегодня ложимся на 15 минут раньше, чем вчера. Завтра - ещё на 15 минут раньше и т.д.
Важно! Если бессонница у продолжается больше недели, то это уже повод не для родительских нотаций, а для обращения к детскому неврологу.
Если ребёнок уже лёжа в кровати долго, иногда больше часа, не может уснуть, много раз за ночь просыпается, - для этого могут быть и чисто медицинские объяснения, не связанные с капризами.
Еще один вопрос, который мы бы хотели осветить - дневной сон.
Здесь важно учитывать мнение ребенка: он должен сам согласиться в ответ на вашу просьбу подремать днем.
На самом деле, дневной сон важнее, чем многие думают, особенно для первоклассников. Ведь всего год назад после обеда они отправлялись под одеяло, а тут - поел и снова за парту.
Конечно, дневной сон может потребоваться не любому ребенку, кто-то перестраивается на новый режим лучше, а кто-то хуже. Присмотритесь к ребенку - что он делает, когда приходит из школы домой? Сразу садится за уроки? Гуляет? Играет? Как ребёнок выглядит? Он бодр и весел или выглядит измученным и усталым? А, может быть, ребёнок перевозбуждён?
Если по всем признакам ребенок устает, постарайтесь не допустить отдыха в виде просмотра телевизора или игры в компьютер.
В этом случае плохо то, что тело отдыхает, а мозг - нет. Предложите ему прилечь и, например, послушать книжку - уставший ребенок скорее всего заснет сам, неожиданно для себя. Здесь, кстати, очень будет кстати утяжеленное одеяло - погрузиться в недолгий дневной на час-два под ним получится гораздо быстрее, да и сам сон под ним получится более продуктивным в плане восполнения сил.
А как ребенок проснется, он сможет уже с новыми силами садиться за уроки.
Дневной сон также может помочь, как это не покажется странным, в обратной ситуации, когда ребенок приходит со школы домой "заведенный" и кажется полным сил, но при этом сосредоточиться на уроках не может. Такие дети обычно к вечеру быстро становятся вялыми и капризными. Поэтому здесь тоже стоит предложить ребенку "перезарядить батарейки" небольшой порцией дневного сна.
Каждому ли первокласснику нужен тихий час?
Нет, не каждому. Если ребёнок хорошо себя чувствует, не капризничает, к вечеру не выглядит усталым, нормально засыпает вечером и встает утром, то тихий час ему, скорее всего, не нужен. Вы можете легко проверить, нужен ли отдых вашему ребёнку. Сделайте так, как мы советовали чуть выше. Предложите ребёнку лечь в кровать и почитайте ему книгу. Усталый ребёнок скорее всего уснет. И такому ребёнку дневной сон будет полезен.
Конечно, первоклассники, которые спят днём, обычно не успевают ходить ни на какие дополнительные занятия. Важно помнить, что дополнительные занятия - не самое главное.
Гораздо важнее, чтобы ребёнок не переутомлялся. После того, как период адаптации завершится, и ребенок начнет справляться без проблем со школьной программой, можно будет начать ходить и на дополнительные занятия.