Буллинг и кибербуллинг. Что это такое? Профилактика
9 августа 2021
Буллинг (bullying, bully – терроризировать) — довольно распространенное явление, подтверждающее свою актуальность в современном обществе. Это систематический физический или психологический прессинг человека, которое осуществляется одним агрессором или группой людей, и происходит в рамках замкнутой общественной группы. Характерная особенность буллинга — такое явление всегда носит преднамеренный, агрессивный характер. Силы между жертвой и агрессором распределяются неравномерно. Агрессор всегда доминирует над жертвой.
Если говорить простым языком, значение слова буллинг — террор, он бывает физическим, психологическим и предполагает насилие, избиение, одним хулиганом или группой людей. Основные характеристики такого поведения:
- злой умысел агрессора и жесткое отношение к жертве;
- неравное распределение сил.
В России проблема травли существует еще со времен Советского Союза. Яркий пример буллинга в школе – фильм «Чучело», снятый в 1984 году. Если раньше о такой проблеме не принято было говорить, то сегодня факты травли всплывают достаточно часто.
Термин «буллинг» появился в прошлом веке, но широкое распространение он получил лишь недавно благодаря психологу из Норвегии Дану Ольвеусу. Профессор проводил исследования в школах Швеции, Норвегии и результаты оказались неутешительными:
- 15% школьников регулярно испытывают на себе проявления агрессии;
- 9% детей называют себя жертвами;
- 7% школьников позиционируют себя как агрессор;
- 2% детей считают себя и жертвами, и агрессорами.
Виды буллинга
Вербальный буллинг
Что собой представляет: издевательство посредством грубых слов, угроз, оскорбительных комментариев относительно внешнего вида, религии, инвалидности.
Признаки: дети-жертвы замыкаются в себе, дома ведут себя агрессивно, капризничают, отказываются кушать. Интересуются у взрослых – правда ли то, что про них говорят в школе.
Как поступить: на своем примере показывайте ребенку, что каждый человек достоин уважения и хорошего отношения, хвалите друзей ребенка, уважительно отзывайтесь об учителях, учите ребенка ценить себя, развивайте в нем чувство собственного достоинства, продумайте вместе с ребенком слова, которые можно сказать обидчику, например, — твои слова неприятные, отстань от меня.
Физический буллинг
Что собой представляет: запугивание с помощью физического воздействия – пинки, подножки, удары, точки, любые прикосновения, которые неприятны человеку.
Признаки: в большинстве случаев дети не признаются о таких случаях, поэтому задача родителей – следить за косвенными признаками, например, должны насторожить внезапно появившиеся синяки, ссадины, царапины, жалобы на головную боль, порванная одежда.
Как поступить: при малейших подозрениях в физическом буллинге необходимо попытаться осторожно разговорить ребенка, выяснить – высказывался ли кто-либо в оскорбительной форме в его адрес, сдерживайте эмоции и убедите ребенка в том, что связь с родителями и учителями очень важна, не обращайтесь к родителям агрессора, лучше привлеките правоохранительные органы.
Социальный буллинг
Что собой представляет: самый распространенный пример – бойкот, когда ребенка намеренно не пускают в социальную группу для совместной деятельности.
Признаки: насторожить должно резкое изменение в настроении ребенка – он не хочет идти в школу, общаться со сверстниками, стремится остаться один, последствия такого буллинга переносятся гораздо тяжелее, стресс длится намного дольше, чем от физического насилия.
Как поступить: старайтесь говорить с ребенком каждый вечер, интересуйтесь – как прошел день, учите замечать хорошее, убедите в том, что есть люди, которые их любят, прививайте любовь к спорту, музыке, искусству, привлекайте к внешкольным мероприятиям.
Кибербуллинг
Что собой представляет: агрессивное поведение, троллинг и насилие в социальных сетях, по электронной почте.
Признаки: обратите внимание – сколько времени ребенок проводить в сети Интернет, в каком настроении он после этого находится, наблюдайте – как ребенок спит, хочет ли ходить в школу или просится остаться дома.
Как поступить: обязательно установите правила пользования Интернетом, отслеживайте – какие сайты посещает ребенок, расскажите ребенку, что будете контролировать его пребывание в социальных сетях, объясните, что реагировать на кибербуллинг не нужно, как и провоцировать агрессора, следует сообщить родителям о таких фактах, о запугивании или интимных сообщениях лучше сообщить в правоохранительные органы.
Причины буллинга
Психологи выделяют ряд факторов, которые способствуют процветанию травли. Чаще всего такому явлению способствуют особенности воспитания в семье, а также сформированный микроклимат в школе. Если в классе есть четко обозначенный лидер, это может спровоцировать буллинг. Часто преподаватели не хотят вмешиваться в конфликт и принимать на себя ответственность за события в классе.
Основные факторы, которые могут спровоцировать травлю в школе:
- недостаточный уровень воспитания ребенка;
- заниженная самооценка;
- чрезмерная импульсивность;
- употребление алкоголя и наркотиков, увлечение компьютерными играми;
- отсутствие инстинкта самосохранения;
- стремление доминировать над другими детьми;
- плохая успеваемость;
- сложности в семье – появление мачехи или отчима, второго ребенка;
- высокие требования к успеваемости со стороны родителей;
- гиперопека со стороны родителей;
- ранняя судимость, ранний сексуальный опыт.
Основные мотивы травли – зависть, неприязнь, месть, самоутверждение за счет более слабого человека, желание всегда находиться в центре внимания, желание удивить, выплеснуть энергию, запугать человека, который вызывает негативные эмоции.
В подобной ситуации всегда принимают участие несколько сторон. Прежде всего, это непосредственные участники травли – жертва и агрессор, также есть наблюдатели, которые в свою очередь могут быть пассивными наблюдателям или защитниками.
Жертва
Поводы для травли могут быть совершенно разными, но как правило, нападкам подвергают дети:
- которые имеют физические недостатки (определенные особенности развития);
- стеснительные, замкнутые, у которых занижена самооценка;
- которые имеют нестандартную внешность;
- с проблемами в успеваемости, недостаточно высоким интеллектом;
- «любимчики» преподавателя, изгои.
Агрессор
В категорию потенциальных буллеров входят люди, которые:
- имеют низкую самооценку и хотят повысить ее за счет более слабых;
- стремятся к постоянному вниманию;
- агрессивные, любят манипулировать;
- сталкиваются с проблемами в семье.
Наблюдатели
Самая обширная категория участников конфликта. Наблюдатели – ученики, учителя, которые невольно или осознанно оказываются втянутыми в ситуацию. Относительно наблюдателей бывает несколько вариантов развития событий:
- наблюдатели – пассивные зрители – не вмешиваются в конфликт и не занимают ничью сторону;
- наблюдатели – одобряющие действие агрессора – с большой долей вероятности спустя некоторое время эти дети присоединяться к агрессору;
- наблюдатели – сопереживающие жертве и защищающие ее – такие дети сами рискуют стать жертвой, но активно защищают ребенка, который подвергается нападкам.
Последствия буллинга
Травля имеет достаточно серьезные, а иногда и необратимые последствия для всех участников конфликта. Жертвы становятся более возбудимыми, подвержены стрессам, депрессии, отказываются ходить в школу. Как правило, такие дети не верят другим людям, становятся замкнутыми.
Буллинг – стрессовая ситуация для всех учеников в классе, поскольку каждый ребенок начинает думать, что аналогичная ситуация может повториться и с ним. Травля истощает детскую психику, отвлекает от учебы, замедляет развитие.
Что делать, ели ребенок стал жертвой буллинга
Родители должны понимать, что далеко не каждый ребенок может найти в себе силы рассказать родителям о происходящем в школе. Чем старше ребенок, тем сложнее ему поговорить со взрослыми откровенно и открыто.
Искренне проявляйте интерес к делам ребенка, но не переусердствуйте, он не должен ощущать гиперопеку. Если появились подозрения относительно неправильного поведения по отношению к вашему ребенку, посетите школу и поговорите с учителями, проясните ситуацию. Понаблюдайте за ребенком – как он ведет себя на праздниках, в общении с друзьями, проявляет инициативу или замкнутый. Если вы заметили какие-то отклонения, обратитесь к психологу.
Как распознать буллинг и чем он опасен
Для буллинга есть характерные симптомы, их ни в коем случае нельзя игнорировать, поскольку в будущем они могут трансформироваться в серьезные психологические проблемы:
- ребенок отказывается идти в школу, ищет любую причину, чтобы прогулять;
- из школы приходить в плохом, подавленном состоянии;
- плачет без причины на это;
- отказывается говорить об одноклассниках, событиях в школе;
- теряется, когда нужно кому-то позвонить, чтобы узнать уроки;
- ребенок выглядит одиноким, не посещает дни рождения других детей, вечеринки.
Что делать родителям
Как было отмечено ранее, в качестве жертвы часто выбирают детей застенчивых, чувствительных, которых легко вывести из себя, обидеть, задеть. Конечно, родители не могут научить ребенка чего-то не чувствовать, но можно научить его не показывать истинные чувства в ситуациях, когда это нужно.
Объясните ребенку, что существует язык тела, именно на это обращают внимание окружающие. Нужно держать спину прямо, ходить уверенно, спокойно – это производит впечатление решительного человека, который уверен в себе и своих поступках. Объясните ребенку, что нельзя опускать взгляд во время общения, не скрещивать руки и не держать их в карманах, исключить заискивающий тон.
Помогите обрести ребенку уверенность в том, что он талантливый, способный, интересный. В этом случае он не так легко поверит агрессору и нападкам. Отдайте ребенка в спортивную секцию, на творческие курсы, подберите для него хобби, которое его заинтересует, отвлечет. Обязательно хвалите его за успехи, формируйте у ребенка здоровую самооценку.
Буллинг и ответственность
Сложнее всего привлечь к ответственности детей младше 14 лет, в этом случае ответственность возлагается на родителей. После 14 лет для агрессора наступает криминальная ответственность, но лишь по некоторым статьям Уголовного кодекса. А вот с 16 лет ребенка можно привлечь к ответственности в полной мере. Главное – обратиться за помощью к юристу и собрать доказательную базу, которая сможет остановить негативные действия.
Как бороться с буллингом. Советы психолога
- Попытаться понять настоящую причину происходящих перемен с ребенком.
- Убедиться, что факты буллинга действительно имеют место быть.
- Обязательно сообщить учителю и психологу о фактах травли и вместе с ними найти решение проблемы.
- После сильного стресса позволить ребенку не ходить в школу 1-2 дня.
- При необходимости сменить класс или школу.
- Если у ребенка проявляется посттравматический стрессовый синдром, потребуется помощь психолога.
- Нельзя игнорировать настроение ребенка и пускать ситуацию на самотек, поддержите ребенка, похвалите за то, что он сказал правду и не скрыл ее.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Сайт Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области:
- в разделе «Психолого-педагогическое сопровождение», подразделе «Родителям» размещено руководство для подростков и их родителей (законных представителей);
- в подразделе «Педагогам» размещено руководство по противодействию и профилактике буллинга;
- вразделе «Психолого-педагогическое сопровождение», подразделе «Родителям» размещена информация о психодиагностических методиках для самоисследования родителей (законных представителей) по вопросам развития, образования и воспитания детей.
С целью информационной поддержки всех участников образовательных отношений Министерством образования создан и функционирует портал «Наши дети» на котором размещены информационные материалы, в том числе по вопросам, связанным с проблемой буллинга:
Информационные материалы для детей:
– Решение разногласий в школе: травля;
– Решение разногласий в школе: конфликт между учениками;
– Решение разногласий в школе: борьба за лидерство;
Информационные материалы для родителей:
– Профилактика травли: как воспитывать ребёнка, чтобы не вырос агрессором?
– Буллинг: что делать, если ребёнок стал жертвой травли?
Информационные материалы для специалистов:
– Буллинг: что делать, если в классе обнаружилась травля?
– О конфликтах в школе: роль педагога в урегулировании конфликтных ситуаций между обучающимися.