Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа "город Ирбит" Свердловской области
Свердловская область, г. Ирбит, ул. Советская, д. 39, д. 41
Телефон: +7 (34355) 6-43-07

 

Главная / Новости / Буллинг и кибербуллинг. Что это такое? Профилактика

Буллинг и кибербуллинг. Что это такое? Профилактика

9 августа 2021

Новости

Буллинг (bullying, bully – терроризировать) — довольно распространенное явление, подтверждающее свою актуальность в современном обществе. Это систематический физический или психологический прессинг человека, которое осуществляется одним агрессором или группой людей, и происходит в рамках замкнутой общественной группы. Характерная особенность буллинга — такое явление всегда носит преднамеренный, агрессивный характер. Силы между жертвой и агрессором распределяются неравномерно. Агрессор всегда доминирует над жертвой.

 

Если говорить простым языком, значение слова буллинг — террор, он бывает физическим, психологическим и предполагает насилие, избиение, одним хулиганом или группой людей. Основные характеристики такого поведения:

  • злой умысел агрессора и жесткое отношение к жертве;
  • неравное распределение сил.

В России проблема травли существует еще со времен Советского Союза. Яркий пример буллинга в школе – фильм «Чучело», снятый в 1984 году. Если раньше о такой проблеме не принято было говорить, то сегодня факты травли всплывают достаточно часто.

Термин «буллинг» появился в прошлом веке, но широкое распространение он получил лишь недавно благодаря психологу из Норвегии Дану Ольвеусу. Профессор проводил исследования в школах Швеции, Норвегии и результаты оказались неутешительными:

  • 15% школьников регулярно испытывают на себе проявления агрессии;
  • 9% детей называют себя жертвами;
  • 7% школьников позиционируют себя как агрессор;
  • 2% детей считают себя и жертвами, и агрессорами.

 

Виды буллинга

 

Вербальный буллинг

Что собой представляет: издевательство посредством грубых слов, угроз, оскорбительных комментариев относительно внешнего вида, религии, инвалидности.

Признаки: дети-жертвы замыкаются в себе, дома ведут себя агрессивно, капризничают, отказываются кушать. Интересуются у взрослых – правда ли то, что про них говорят в школе.

Как поступить: на своем примере показывайте ребенку, что каждый человек достоин уважения и хорошего отношения, хвалите друзей ребенка, уважительно отзывайтесь об учителях, учите ребенка ценить себя, развивайте в нем чувство собственного достоинства, продумайте вместе с ребенком слова, которые можно сказать обидчику, например, — твои слова неприятные, отстань от меня.

 

Физический буллинг

Что собой представляет: запугивание с помощью физического воздействия – пинки, подножки, удары, точки, любые прикосновения, которые неприятны человеку.
Признаки: в большинстве случаев дети не признаются о таких случаях, поэтому задача родителей – следить за косвенными признаками, например, должны насторожить внезапно появившиеся синяки, ссадины, царапины, жалобы на головную боль, порванная одежда.

Как поступить: при малейших подозрениях в физическом буллинге необходимо попытаться осторожно разговорить ребенка, выяснить – высказывался ли кто-либо в оскорбительной форме в его адрес, сдерживайте эмоции и убедите ребенка в том, что связь с родителями и учителями очень важна, не обращайтесь к родителям агрессора, лучше привлеките правоохранительные органы.

 

Социальный буллинг

Что собой представляет: самый распространенный пример – бойкот, когда ребенка намеренно не пускают в социальную группу для совместной деятельности.

Признаки: насторожить должно резкое изменение в настроении ребенка – он не хочет идти в школу, общаться со сверстниками, стремится остаться один, последствия такого буллинга переносятся гораздо тяжелее, стресс длится намного дольше, чем от физического насилия.

Как поступить: старайтесь говорить с ребенком каждый вечер, интересуйтесь – как прошел день, учите замечать хорошее, убедите в том, что есть люди, которые их любят, прививайте любовь к спорту, музыке, искусству, привлекайте к внешкольным мероприятиям.

 

Кибербуллинг

Что собой представляет: агрессивное поведение, троллинг и насилие в социальных сетях, по электронной почте.

Признаки: обратите внимание – сколько времени ребенок проводить в сети Интернет, в каком настроении он после этого находится, наблюдайте – как ребенок спит, хочет ли ходить в школу или просится остаться дома.

Как поступить: обязательно установите правила пользования Интернетом, отслеживайте – какие сайты посещает ребенок, расскажите ребенку, что будете контролировать его пребывание в социальных сетях, объясните, что реагировать на кибербуллинг не нужно, как и провоцировать агрессора, следует сообщить родителям о таких фактах, о запугивании или интимных сообщениях лучше сообщить в правоохранительные органы.

 

Причины буллинга

Психологи выделяют ряд факторов, которые способствуют процветанию травли. Чаще всего такому явлению способствуют особенности воспитания в семье, а также сформированный микроклимат в школе. Если в классе есть четко обозначенный лидер, это может спровоцировать буллинг. Часто преподаватели не хотят вмешиваться в конфликт и принимать на себя ответственность за события в классе.

 

Основные факторы, которые могут спровоцировать травлю в школе:

  • недостаточный уровень воспитания ребенка;
  • заниженная самооценка;
  • чрезмерная импульсивность;
  • употребление алкоголя и наркотиков, увлечение компьютерными играми;
  • отсутствие инстинкта самосохранения;
  • стремление доминировать над другими детьми;
  • плохая успеваемость;
  • сложности в семье – появление мачехи или отчима, второго ребенка;
  • высокие требования к успеваемости со стороны родителей;
  • гиперопека со стороны родителей;
  • ранняя судимость, ранний сексуальный опыт.

 

Основные мотивы травли – зависть, неприязнь, месть, самоутверждение за счет более слабого человека, желание всегда находиться в центре внимания, желание удивить, выплеснуть энергию, запугать человека, который вызывает негативные эмоции.

В подобной ситуации всегда принимают участие несколько сторон. Прежде всего, это непосредственные участники травли – жертва и агрессор, также есть наблюдатели, которые в свою очередь могут быть пассивными наблюдателям или защитниками.

 

Жертва

Поводы для травли могут быть совершенно разными, но как правило, нападкам подвергают дети:

  • которые имеют физические недостатки (определенные особенности развития);
  • стеснительные, замкнутые, у которых занижена самооценка;
  • которые имеют нестандартную внешность;
  • с проблемами в успеваемости, недостаточно высоким интеллектом;
  • «любимчики» преподавателя, изгои.

 

Агрессор

В категорию потенциальных буллеров входят люди, которые:

  • имеют низкую самооценку и хотят повысить ее за счет более слабых;
  • стремятся к постоянному вниманию;
  • агрессивные, любят манипулировать;
  • сталкиваются с проблемами в семье.

 

Наблюдатели

Самая обширная категория участников конфликта. Наблюдатели – ученики, учителя, которые невольно или осознанно оказываются втянутыми в ситуацию. Относительно наблюдателей бывает несколько вариантов развития событий:

  • наблюдатели – пассивные зрители – не вмешиваются в конфликт и не занимают ничью сторону;
  • наблюдатели – одобряющие действие агрессора – с большой долей вероятности спустя некоторое время эти дети присоединяться к агрессору;
  • наблюдатели – сопереживающие жертве и защищающие ее – такие дети сами рискуют стать жертвой, но активно защищают ребенка, который подвергается нападкам.

 

Последствия буллинга

Травля имеет достаточно серьезные, а иногда и необратимые последствия для всех участников конфликта. Жертвы становятся более возбудимыми, подвержены стрессам, депрессии, отказываются ходить в школу. Как правило, такие дети не верят другим людям, становятся замкнутыми.

Буллинг – стрессовая ситуация для всех учеников в классе, поскольку каждый ребенок начинает думать, что аналогичная ситуация может повториться и с ним. Травля истощает детскую психику, отвлекает от учебы, замедляет развитие.

 

Что делать, ели ребенок стал жертвой буллинга

Родители должны понимать, что далеко не каждый ребенок может найти в себе силы рассказать родителям о происходящем в школе. Чем старше ребенок, тем сложнее ему поговорить со взрослыми откровенно и открыто.

Искренне проявляйте интерес к делам ребенка, но не переусердствуйте, он не должен ощущать гиперопеку. Если появились подозрения относительно неправильного поведения по отношению к вашему ребенку, посетите школу и поговорите с учителями, проясните ситуацию. Понаблюдайте за ребенком – как он ведет себя на праздниках, в общении с друзьями, проявляет инициативу или замкнутый. Если вы заметили какие-то отклонения, обратитесь к психологу.

 

Как распознать буллинг и чем он опасен

Для буллинга есть характерные симптомы, их ни в коем случае нельзя игнорировать, поскольку в будущем они могут трансформироваться в серьезные психологические проблемы:

  • ребенок отказывается идти в школу, ищет любую причину, чтобы прогулять;
  • из школы приходить в плохом, подавленном состоянии;
  • плачет без причины на это;
  • отказывается говорить об одноклассниках, событиях в школе;
  • теряется, когда нужно кому-то позвонить, чтобы узнать уроки;
  • ребенок выглядит одиноким, не посещает дни рождения других детей, вечеринки.

 

Что делать родителям

Как было отмечено ранее, в качестве жертвы часто выбирают детей застенчивых, чувствительных, которых легко вывести из себя, обидеть, задеть. Конечно, родители не могут научить ребенка чего-то не чувствовать, но можно научить его не показывать истинные чувства в ситуациях, когда это нужно.

Объясните ребенку, что существует язык тела, именно на это обращают внимание окружающие. Нужно держать спину прямо, ходить уверенно, спокойно – это производит впечатление решительного человека, который уверен в себе и своих поступках. Объясните ребенку, что нельзя опускать взгляд во время общения, не скрещивать руки и не держать их в карманах, исключить заискивающий тон.
Помогите обрести ребенку уверенность в том, что он талантливый, способный, интересный. В этом случае он не так легко поверит агрессору и нападкам. Отдайте ребенка в спортивную секцию, на творческие курсы, подберите для него хобби, которое его заинтересует, отвлечет. Обязательно хвалите его за успехи, формируйте у ребенка здоровую самооценку.

 

Буллинг и ответственность

 Сложнее всего привлечь к ответственности детей младше 14 лет, в этом случае ответственность возлагается на родителей. После 14 лет для агрессора наступает криминальная ответственность, но лишь по некоторым статьям Уголовного кодекса. А вот с 16 лет ребенка можно привлечь к ответственности в полной мере. Главное – обратиться за помощью к юристу и собрать доказательную базу, которая сможет остановить негативные действия.

 

Как бороться с буллингом. Советы психолога

  1. Попытаться понять настоящую причину происходящих перемен с ребенком.
  2. Убедиться, что факты буллинга действительно имеют место быть.
  3. Обязательно сообщить учителю и психологу о фактах травли и вместе с ними найти решение проблемы.
  4. После сильного стресса позволить ребенку не ходить в школу 1-2 дня.
  5. При необходимости сменить класс или школу.
  6. Если у ребенка проявляется посттравматический стрессовый синдром, потребуется помощь психолога.
  7. Нельзя игнорировать настроение ребенка и пускать ситуацию на самотек, поддержите ребенка, похвалите за то, что он сказал правду и не скрыл ее.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

 

Сайт Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области:

  • в разделе «Психолого-педагогическое сопровождение», подразделе «Родителям» размещено руководство для подростков и их родителей (законных представителей);
  • в подразделе «Педагогам» размещено руководство по противодействию и профилактике буллинга;
  • вразделе «Психолого-педагогическое сопровождение», подразделе «Родителям» размещена информация о психодиагностических методиках для самоисследования родителей (законных представителей) по вопросам развития, образования и воспитания детей.

 

С целью информационной поддержки всех участников образовательных отношений Министерством образования создан и функционирует портал «Наши дети» на котором размещены информационные материалы, в том числе по вопросам, связанным с проблемой буллинга:

Информационные материалы для детей:

Решение разногласий в школе: травля;

Решение разногласий в школе: конфликт между учениками;

Решение разногласий в школе: борьба за лидерство;

Информационные материалы для родителей:

Профилактика травли: как воспитывать ребёнка, чтобы не вырос агрессором?

Буллинг: что делать, если ребёнок стал жертвой травли?

Информационные материалы для специалистов:

Буллинг: что делать, если в классе обнаружилась травля?

О конфликтах в школе: роль педагога в урегулировании конфликтных ситуаций между обучающимися.


На сайте школа5.уоирбит.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы