"Звучащие фамилии". Внеурочная деятельность в 3 классе
2 декабря 2016
В 3 классе продолжается успешная реализация программы внеурочной деятельности "Учение с увлечением". 29 ноября 2016 года состоялось занятие по теме "Звучащие фамилии".
К итоговому занятия по разделу "Я и мое имя" третьеклассники шли с интересом. Ребята искали информацию о своем имени, учились сопоставлять полученную информацию со своей личностью, анализировали. Отчества и фамилии тоже были актуальной темой познания. В процессе квази-исследовательской деятельности ребята узнали, что первые фамилии в России появились в конце XIII века. Паспорта в государстве активно вводились с XVIII века и до сих пор имеют место быть.
Из различных источников учащиеся 3 класса узнали, что ученые называют пять причин образования и появления фамилий:
- влияние религии;
- влияние культуры и традиций;
- деятельность человека;
- место проживания человека;
- празднования народа.
Изучение темы "Говорящие фамилии" требовали от детей выдвижение гипотезы, активного поиска информации и проверки предположения. Результаты деятельности были очень интересными. Ребятами были озвучены такие факты. Мария Зубкова выдвинула предположение, что её фамилия имеет отношение к зубам и возможно, что её предки лечили людям зубы. Информация из различных источников говорила о том, что фамилия Зубков образована от прозвища Зубок. Так называли человека с чем-то отличными зубами – большими, крепкими, с широкой улыбкой. Фамилия является редкой и первый факт упоминания этой фамилии можно найти в указателе переписи Древней Руси во времена царствования Иоанна Грозного.
А вот что поведала ребятам Яна Стародубцева. Оказывается, что фамилия Стародубцев образована от прозвища Стародуб. На Руси такое прозвище символизировало силу, крепость, твердость и другие положительные качества. Согласно другой версии, в основе этой фамилии лежит прозвище Стародубец. Возможно, так называли выходца из деревни или села Старые Дубы. В старину дубравы не были редкостью, поэтому фамилии с корнем «дуб» встречаются довольно часто. Гипотеза Яны подтвердилась об отношении могучего дерева к появлению её фамилии.
В процессе внеурочной деятельности третьеклассники не только узнали об истории своей фамилии, но и познакомились с интересной информацией одноклассников. Ребятам было предложено представить образ своей фамилии в рисунке на основе анализа полученной информации. Таким был результат.